ЮРИСТ Груничев Андрей Евгеньевич Вторник, 03.12.2024, 11:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [5]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 52

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

«Срок не возврата» бюджетных долгов
Госдумой принят законопроект, устраняющий неопределенность в исчислении сроков исковой давности по делам о возврате долгов перед бюджетом (Законопроект № 122479-6 "О внесении изменения в статью 934 Бюджетного кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"). Поправкой устанавливается 5-летний срок исковой давности по таким делам. Новый закон направлен в Совет Федерации для одобрения, его текст размещен на официальном сайте ГД РФ в сети Интернет.
 
Кому и зачем понадобилось менять сроки давности
Предпосылкой к разработке законопроекта послужило дело, рассмотренное Высшим арбитражным судом РФ по иску агента Правительства РФ – компании ОАО «Росагроснаб» к Воронежской областной ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств «Нива» о возврате задолженности перед государственной казной в размере 2,8 млн. рублей (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 № 14323/09).
Рассматривая дело, ВАС РФ обратился в Конституционный суд с просьбой оценить конституционность ряда норм бюджетного законодательства, отменивших срок исковой давности по требованиям в защиту интересов бюджета (п. 4 ст. 93.4 БК РФ, ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ и ст. 116 Федерального закона от 19.12.2006 № 238-ФЗ).
Конституционный суд счел, что проверяемые нормы, в рамках рассматриваемого дела, не противоречат Конституции РФ, но обратил внимание на ряд важных аспектов. В частности, суд указал, что исковая давность не может быть безграничной (как это определено сейчас) и предложил законодателю установить конкретный срок давности по таким требованиям (Постановления КС РФ от 20.07.2011 № 20-П). Учитывая позицию Европейского Суда по правам человека в таких спорах, Конституционный суд определил и некие границы, в которых законодатель может определить новый срок давности. Такой срок не должен быть чрезмерно длительным (т.е. приводящим к утрате доказательств или иным образом лишающим ответчика возможности доказать свою позицию вследствие длительности срока). В то же время, суд высказался в поддержку увеличения продолжительности «бюджетного» срока по сравнению с общим сроком исковой давности. Для сравнения, КС РФ обратил внимание, что такой срок явно больше 4,5 лет, в течение которых уже применялся увеличенный срок давности до рассмотрения дела в ВАС РФ.
 
Поиск оптимального срока давности
К процессу поиска наиболее подходящего срока давности практически сразу подключилось финансовое ведомство страны. Минфин России предлагал установить 30-ти летний срок исковой давности по бюджетным требованиям, ссылаясь на широкое применение аналогичного срока в законодательстве РФ. В частности, такой срок соответствует максимальному сроку реструктуризации денежных обязательств перед федеральным бюджетом (ст. 65 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год») и максимальному сроку обращения облигаций внутренних облигационных займов Российской Федерации (приказ Минфина РФ от 03.11.2010 № 141н).
Предложение финансового ведомства по установлению 30-ти летнего срока давности представлялось вполне оправданным. Одним из основных принципов бюджетного финансирования на условиях возвратности является обеспечение возврата предоставленных средств в бюджет. Вместе с тем, малая продолжительность срока давности по искам о взыскании бюджетных средств будет способствовать снижению уровня возвратности госкредитов и других долгов перед казной.
Следует также учесть, что общий срок исковой давности в некоторых развитых странах также является более продолжительным, чем в России. Например, во Франции (ст. 2262 ФГК) и Германии (§ 196 ГГУ) общий срок давности также составляет 30 лет. Учитывая, что правовые системы Франции и Германии имеют много общего с российской правовой системой, подобное реформирование соответствовало основным задачам развития гражданского права в РФ.
Другое предложение Минфина заключалось в уточнении состава участников отношений по возврату бюджетных средств, а именно: предусматривалась возможность применения срока давности к требованиям организаций-агентов Правительства Российской Федерации. Подобное уточнение позволило бы всем организациям, выполняющим публично-значимую функцию агента Правительства, заявлять «бюджетные иски» в пределах увеличенного срока давности не опасаясь возникновения неопределенности и разночтений касательно подлежащего применению срока.
Аналитическая работа по анализу правовых последствий установления нового срока давности была проведена и агентами Правительства – Внешэкономбанком, ОАО «Росагроснаб», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «МСП Банк». Однако, несмотря на все предпосылки к установлению 30-летнего срока давности, Правительство внесло законопроект о 5-летнем сроке. Причины установления более короткого срока исковой давности не очевидны. Отсутствие четкого обоснования Правительством своего нового решения не позволяет объективно оценить его преимущества.
 
Обратная сила нового срока давности
Принятие поправки о новом «бюджетном» сроке давности может определенным образом повлиять на сложившуюся практику. Положения законопроекта «применяются к требованиям, по которым общий срок исковой давности, установленный гражданским законодательством, не истек на 1 января 2007 года, а также к требованиям, возникшим после 1 января 2007 года». Иными словами, действие нормы распространяется на требования, возникшие после 02.01.2004 или в более ранние периоды, если имел место перерыв или приостановление срока давности.
Указанная поправка согласуется с позицией КС РФ, изложенной в Постановлении от 20.07.2011, о возможности придания обратной силы увеличенному сроку исковой давности.
Минфин России при работе над поправкой предлагал ограничить начало действия увеличенного срока исковой давности 1990-м годом. Однако учитывая несоответствие таких предложений выводам Конституционного суда, а также их недостаточную определенность в законопроект соответствующие предложения не попали.
 
Выводы и рекомендации
Счетной палатой Российской Федерации в отчете за 2011 год отмечается, что в настоящий момент «по-прежнему имеют место низкий уровень погашения задолженности по предоставленным бюджетным кредитам и бюджетным ссудам и значительный объем просроченной задолженности по ним (1264,1 млрд. рублей)». В этой связи, установление определенной продолжительности срока исковой давности должно стимулировать совершенствование процедуры оперативного и эффективного взыскания бюджетных средств с должников. В частности, повышению эффективности взыскания бюджетных средств могут способствовать привлечение для этих целей организаций - агентов Правительства РФ, а также повышение ответственности распорядителей бюджета, ответственных за возврат долгов.
Введение в бюджетное законодательство пятилетнего срока давности также влечет возможность списывать по-настоящему «неликвидную» задолженность некоторых получателей бюджетного финансирования, не имеющих ни имущества, ни каких-либо иных активов для того, чтобы рассчитаться с бюджетом. Такое «очищение» бюджетного учета должно положительно сказаться на ее использовании при планировании и исполнении бюджета, сделать бюджет более прозрачным.
В свою очередь, получатели госкредитов должны задаться вопросом обеспечения сохранности документов и иных доказательств в течение нового срока давности. Для защиты своих прав в судебных спорах с Минфином и его агентами такие должники не смогут ссылаться на отсутствие доказательств в связи с истечением сроков их хранения даже если закон и не требует хранить тот или иной документ в течение пяти лет. Одним из способов совершенствования системы архивного хранения документов является внедрение системы электронного документооборота, использование в работе электронно-цифровой подписи и других относительно новых информационных технологий.


Источник: http://Груничев Андрей
Категория: Мои статьи | Добавил: Гру (15.03.2013)
Просмотров: 729 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz